Описание: | Физическая сущность. Характер изменения КПД и полезной работы цикла ГТУ. Зависимость мощности и ресурса ГТД от температуры наружною воздуха. Температура. Она в зависимости от времени года, суток и географического района плавания колеблется в широком диапазоне (от -45 С до +45 С). Ее реальное отклонение зимой и летом от стандартного значения составляет =31 %. Зависимость работы ГТУ при изменении температуры наружного воздуха такова: при ее повышении из-за уменьшения массовой производительности компрессора вследствие понижения плотности воздуха развиваемая ГТУ мощность снижается; при понижении и постоянном расходе топлива на ГТУ, ее мощность по сравнению с расчетными условиями возрастает. Изменение мощности ГТУ при отклонениях температуры наружного воздуха в эксплуатационных условиях от расчетного значения объясняется следующими обстоятельствами. При постоянстве давления на входе в компрессор и скорости его вращения масса засасываемого воздуха изменяется обратно пропорционально отношению его действительной температуры к расчетной. Кроме того, рост температуры наружного воздуха увеличивает потребную работу сжатия, что вызывает уменьшение полезной работы цикла и его КПД. Изменение температуры наружного воздуха оказывает двоякое влияние на КПД компрессора. При увеличении температуры воздуха на входе в компрессор в области режимов, близких к расчетным, его КПД несколько повышается. Это связано с ростом местной скорости звука, снижением числа М в потоке и улучшением условий обтекания лопаточного аппарата. В результате чего снижаются гидравлические потери. При уменьшении температуры воздуха КПД компрессора понижается. Из анализа приведенных зависимостей следует, что оптимальные отношения давлений для КПД и работы изменяются линейно и тем больше отличаются друг от друга, чем больше разность между значениями температур воздуха. Опыт эксплуатации различных типов ГТУ (авиация, морской флот, стационарная энергетика) подтверждает их высокую чувствительность к изменениям температуры наружного воздуха. Например, авиационные ТРД при эксплуатации в условиях крайнего Севера развивают тягу на 30-40 % больше, чем в южных широтах. Для транспортных самолетов повышение температуры наружного воздуха с +15 до +30 0С приводит к падению тяги на 7-11 %. При эксплуатации ГТУ типа RM-60 (английская канонерская лодка "Грейгуз") в условиях изменения температуры. |