Описание: | Устойчивость работы компрессора. Физическая сущность. Влияние на режим работы турбины и камеры сгорания. Характеристика компрессора при работе на пусковых режимах. Компрессор. Для ускорения вывода ГТУ на режим холостого хода необходимо иметь температуру газа перед турбиной максимально допустимой. Однако препятствием этому является предел устойчивой работы компрессора. Известно, что область такой работы осевого компрессора при низкой частоте вращения существенно сужена. Кроме того, при интенсивном возрастании температуры газов перед турбиной заметно увеличивается сопротивление газовоздушного тракта ТК и, как следствие, снижается производительность компрессора. Его степень повышения давления в области малых оборотов возрастает медленно. В конечном итоге происходит уменьшение осевой скорости воздушного потока, увеличение угла атаки обтекания лопаток и возможен срыв потока. Компрессор будет работать неустойчиво (помпажировать), в результате чего начнется колебание давления воздуха на выходе, снизится его производительность и возникнет вибрация. Все это отразится на работе турбины. При падении давления за компрессором нарушится установившаяся работа камеры сгорания и догорание газов будет происходить уже за турбиной. При сниженном давлении на входе и возросшем противодавлении на выходе существенно уменьшится тепловой перепад, срабатываемый турбиной и, как следствие, произойдет снижение интенсивности роста частоты вращения ТК блока. В таких условиях возможны "зависание" частоты вращения и срыв запуска ГТУ. Во избежание этого, величина критерия устойчивости компрессора против помпажа должна быть Ку >1,1. При значениях Ку > 1,1 (очень малых запасах устойчивости) требуется корректировка подачи топлива на запуске вручную. Видно, что при запуске рабочая линия компрессора заметно смещается в сторону к границе устойчивости по сравнению с работой на установившихся режимах. На некоторых ГТУ допускается выход рабочей линии компрессора за границу устойчивой работы на первом этапе запуска, т.к. в этот период топливо в камеру сгорания не подается, а поэтому серьезной опасности ГТУ не подвергается. В противном случае (по каким-то причинам произойдет подача топлива в камеру сгорания) ГТУ попадет в помпаж и возможен пожог лопаток турбины. |