Добросовестная конкуренция – это один из ключевых двигателей экономики, который может работать как в глобальном плане, так и локально. Именно благодаря подобному явлению происходит экономический рост страны, а также постоянное повышение качества продукции и обслуживания. Кроме того, конкуренция помогает развивать новейшие формы бизнеса и производить принципиально новые товары с упрощенными функциями. В нашей статье рассмотрим примеры добросовестной конкуренции и ее виды.
Терминология и положительные стороны
Из школьного курса обществознания мы знаем, что конкуренция – это виды взаимодействий между участниками экономики, представляющие собой соперничество и борьбу за внимание покупателей. Конкуренция жизненно необходима для нормального существования и развития любой предпринимательской деятельности. Без такого явления цены на товар будут неуклонно расти, а его качество – опускаться. Кроме того, ни о каком росте технического прогресса не может идти и речи. Также к положительным сторонам конкуренции можно отнести следующие явления:
- развитие инициативности в хозяйственных субъектах, стимулирование повышения качества продукции, развитие новых технологий производства;
- распределение услуг, рабочих мест, товаров в тех местах и регионах, где местное население больше всего в них нуждается;
- изготовление наиболее востребованной и современной продукции, которая пользуется огромным спросом в современном мире;
- защита начинающих предпринимателей от возможной криминализации на рынке, использование недобросовестных методов для борьбы за клиентов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что конкуренция является главным двигателем экономики и технического прогресса. Именно конкуренция позволяет усовершенствовать уже готовые технологии и искать все новые пути решения для того, чтобы снизить затраты на производство, а значит, и конечную стоимость товара.
Есть ли у конкуренции отрицательные стороны?
Итак, добросовестная конкуренция – это методы борьбы за покупателя, которые не противоречат законодательству и морально-этическим принципам, сформированным современным обществом. Однако нельзя не отметить тот факт, что подобное явление имеет и ряд отрицательных сторон, наиболее актуальные из которых описаны в списке ниже:
Таким образом, добросовестная и недобросовестная конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако можно говорить с особой уверенностью об одном – без подобного явления экономика попросту не будет развиваться, а научно-технический прогресс остановится. Даже люди перестанут совершенствовать свои навыки, как это происходит в условиях конкуренции.
Принципы добросовестной конкуренции
Чтобы лучше понять, что представляет собой данное явление и чем оно отличается от недобросовестной конкуренции, рекомендуем ознакомиться с его основными принципами. Вот лишь главные методы, к которым могут прибегнуть предприниматели и компании, чтобы привлечь к себе внимание потенциальных покупателей:
- использование принципиально новых производственных элементов, которые обеспечивают наилучшее качество продукта;
- разработка маркетинговых стратегий и ходов, направленных на привлечение внимания со стороны клиентов;
- предоставление потребителям гарантии качества на товар, а также различных дополнительных услуг;
- манипуляция с ценами на продукцию с целью популяризации товара или услуги в данном регионе.
Именно по этим принципам можно отличить добросовестную конкуренцию, примеры которой будут приведены в следующем разделе. Все они не имеют противоречий с законом и нормами права. Ключевым принципом является поддержание качества товара на высшем уровне с помощью усовершенствования производственных технологий, использования качественного сырья и так далее.
Примеры добросовестной борьбы за покупателя
Теперь вы знакомы с понятием добросовестной конкуренции, а также ее основными принципами. Пора привести конкретные примеры, которые позволят закрепить полученные знания и отличить добросовестную борьбу за покупателя от недобросовестной. Вот лишь некоторые из методов, которые активно используются крупными компаниями и индивидуальными предпринимателями:
- улучшение качества предлагаемых услуг и товаров;
- дополнительные услуги (бесплатная доставка, подключение, сборка);
- гарантийное обслуживание приобретенной продукции;
- проведение различных рекламных кампаний и мероприятий;
- усовершенствование сервиса и подарки постоянным клиентам;
- проведение распродаж, акций и разного рода скидок.
Все это лишь основные методы, которые используются чаще всего. Чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей, некоторые производители используют самые различные способы, некоторые из которых противоречат законодательству. Такие действия называются недобросовестной конкуренцией и противоречат общепринятым нормам ведения предпринимательской деятельности.
Примеры недобросовестной конкуренции
Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция играет важную роль в развитии государственной экономики, однако последний вид является строго наказуемым. Но чтобы у наших читателей сложилось ясное представление о том, чем недобросовестное привлечение покупателей к своему продукту отличается от добросовестного, рекомендуем ознакомиться с примерами запрещенной конкуренции:
- промышленный шпионаж – получение производственных секретов от конкурирующих компаний нечестным образом;
- подделка продукции под известные бренды и создание названий, созвучных с известными торговыми марками (Abibas, Lokoste, Naike и тому подобное);
- шантаж конкурентов и их сотрудников всеми возможными способами – угрозы родным и близким, действия насильственного характера;
- заведомое распространение ложной и негативной информации о конкурирующих компаниях, а также качестве их продукции;
- обман потребителей путем предоставления ложных данных о собственной продукции в рекламе или в жизни.
В большинстве цивилизованных стран подобные действия находятся под запретом и караются уголовными или административными наказаниями. Как правило, законодательная формулировка выглядит следующим образом: «Незаконные действия, осуществляемые с целью получения преимущества в бизнесе или причинения ущерба конкурирующим компаниям». Наказания за подобные проступки могут выглядеть в виде штрафов или лишения свободы.
Методы и стратегии конкуренции
Любой начинающий предприниматель должен иметь стратегию, которая позволит завоевать ему место на рынке среди конкурирующих компаний. Разработать подобную стратегию можно с помощью различных методов, основные из которых перечислены в списке ниже:
Также если вы хотите продвинуть на рынок новый товар или услугу, которая пока не пользуется особым спросом, можно предлагать клиентам различные возможности. К примеру, чтобы продать новую модель телефона, устройте акцию в своем городе: «Принимаем смартфон обратно, если его функции вам не понравятся». Конечно же, такая услуга должна учитывать ряд нюансов, однако рекламная формулировка подобного типа заставит многих клиентов протестировать вашу продукцию.
Формирование стратегий из общих методик
Чтобы начинающее предприятие успешно развивалось на рынке, необходимо сформировать стратегию на основе тех методов добросовестной конкуренции, которые были описаны в предыдущем разделе. Используйте их, если вы являетесь владельцем компании или индивидуальным предпринимателем. Если говорить о видах добросовестной конкуренции, то по типу соперничества можно выделить два основных:
- совершенная – следование принципу информационной скрытности, а также отсутствие препятствий для появления на рынке новых участников;
- несовершенная – к ней относится олигополия и монополия, а характерными признаками является высокая дифференциация продукции.
Каждый начинающий предприниматель должен понимать, что формирование стратегии борьбы неразрывно связано с видами конкуренции. К примеру, на несовершенном рынке будет довольно трудно выйти вперед за счет рекламы, поскольку конкурирующие компании будут все время приманивать к себе клиентов с помощью особых предложений. Однако три основных типа стратегии можно реализовать в любом случае.
И самое главное – не забывайте о том, что за использование методов недобросовестной конкуренции вы несете уголовную или административную ответственность.
Так ли плоха производственная монополия?
В нашей статье мы не раз упоминали данное понятие в негативном контексте, в результате чего у читателей могло возникнуть мнение, что монополия лишь вредит развитию государственной экономики, однако это не совсем так, особенно если речь идет не о всей, а лишь о большей части рынка. Для подобного явления характерны следующие черты:
- монополист имеет право регулировать цены на свою продукцию, а также контролировать количество товара на рынке;
- у потребителя нет права выбора, поэтому он вынужден приобретать услугу и товар у конкретной компании или вовсе обходиться без нее;
- вся отрасль представлена одним производителем, что не позволяет другим компаниям втиснуться на рынок.
Однако не стоит забывать о том, что в условиях монополии конкуренция все-таки может быть, однако не в том виде, в котором мы привыкли ее видеть. К примеру, многие компании могут производить похожую услугу или товар, который будет являться альтернативой для потребителя.
Отрицательные стороны монополии для экономики
Конечно же, любая монополия отрицательным образом сказывается на развитии экономики любого государства, поскольку конкуренция двигает научно-технических прогресс вперед. Эксперты выделяют следующие недостатки, характерные для монополии:
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что монополия негативным образом сказывается на развитии государственной экономики, однако если в роли монополиста выступает ответственное лицо, то очень часто подобное явление приносит выгоду населению.
Заключение
Надеемся, теперь вы лучше понимаете, что относится к добросовестной конкуренции и как правильно вести бизнес, чтобы идти вровень с конкурирующими компаниями. Помните о том, что нечестные методы борьбы могут привести к серьезным последствиям. Поэтому создавайте собственные инновационные программы и стратегии и захватывайте рынок честным путем.