Государство создает особые условия для работы малых и средних предприятий. Их меньше достают с проверками, они платят по сниженной ставке налоги и могут вести более упрощенный бухгалтерский учет. Однако не каждая фирма может считаться малой, даже если занимает небольшую площадь. Существуют особые критерии малого и среднего бизнеса, по которым их и определяют в налоговой инспекции.

Основные критерии, по которым определяют предприятия малого и среднего бизнеса

Существует три критерия определения среднего бизнеса и малого предпринимательства. Первый – это объем доли в Уставном капитале сторонних организаций, иностранных инвесторов или государства. Второй критерий – численность персонала. Третий – годовой объем прибыли до налогообложения.

Что такое малый бизнес

Малый бизнес – это предприятие, организованное в форме ИП, товарищества, кооператива, ООО, которое имеет годовой объем прибыли до налогообложения не более 800 млн рублей и численность персонала до 100 человек. Одно из главных достоинств малого бизнеса заключается в том, что для открытия небольшого предприятия не нужно обладать большими суммами первоначального капитала или иметь большую базу потенциальных клиентов. Благодаря этому он может работать там, где большие предприятия потерпели бы фиаско. Например, при производстве уникальных товаров, работ и услуг.

Что такое микропредприятие и какие для него существуют критерии определения

Микропредприятия – это фирмы, в которых работает менее 15 сотрудников, а их годовой объем доходов (прибыли до налогообложения) составляет менее 120 млн рублей. На них распространяются те же законы и правила, что и на малые или средние предприятия.

Основные отличия среднего бизнеса

Другим видом предприятий, на которые распространяются льготные условия, является средний бизнес. Сколько человек должно работать на таком предприятии? Не менее 100, но не более 250. Суммарный объем прибыли до налогообложения – 2 млрд рублей в год. Предприятия среднего бизнеса могут работать в тех же формах (ООО, ИП и т. д.) что и малый бизнес, но они также могут быть открыты в форме открытого или закрытого акционерного общества, при условии, что их ценные бумаги не будут котироваться на фондовой бирже.

Общие условия и положения для малого и среднего предпринимательства

Существуют критерии малого и среднего бизнеса, которые относятся к обеим формам. Это касается не только возможности вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме, но также объема документов, необходимых при регистрации фирмы. Также для таких предприятий действуют ограничения, касающиеся доли других организаций в Уставном капитале фирмы.

Принадлежность к той или иной категории бизнеса должна быть прописана в учетной политике и Уставе предприятия. Сделать эту запись очень важно, так как при ее отсутствии фирму могут не признать в качестве объекта малого или среднего предпринимательства. Тогда бизнесмен лишится преимуществ, которые предусмотрены законом для такой категории предприятий. Хотя согласно внесенным последним изменениям в закон о малом и среднем предпринимательстве, налоговые органы должны автоматически причислять фирму к той или иной категории исходя из данных налоговой декларации, на практике возможны ошибки. Тогда бизнесмен не получит положенных ему льгот. Поэтому, чтобы не допустить таких ошибок, эту информацию лучше указывать сразу. При росте объема прибыли и превышении ее нормативного размера в течение трех лет подряд фирма переходит из категории среднего в категорию крупного бизнеса. Бизнесмен в таком случае должен внести соответствующие изменения в Устав и учетную политику.

Ограничение доли в Уставном капитале сторонних организаций для субъектов малого и среднего предпринимательства

Малые и средние предприятия могут привлекать средства сторонних организаций в свой Уставный капитал. Однако для них существуют ограничения. Так, доля средств, полученных от иностранных инвесторов, государства, благотворительных фондов, не должна быть более 25% от всей суммы Уставного капитала от каждого. Такие же ограничения на участие других юридических лиц в формировании УК религиозных и общественных некоммерческих организаций.
Максимально допустимый процент доли участия фирм, которые не являются малым или средним предприятием, – 49%. Эти условия обязательны для всех, за исключением предприятий, которые занимаются внедрением новых технологий, компьютерных программ собственного изготовления, а также для тех, что занимаются медицинскими и образовательными услугами, созданием научных учреждений, академий наук, бюджетных организаций и т. д.

Законодательное регулирование

Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России начались с Указов президента о разработке специального законопроекта, в котором были бы четко прописаны критерии малого и среднего бизнеса, по которым их можно было бы определить и отделить от крупного предпринимательства. Так, в 2007 году на свет появился ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ». Впоследствии закон несколько раз редактировался с учетом экономических изменений в стране.Другим законодательным актом, регулирующим деятельность малых и средних предприятий, является постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В этом постановлении указывается один из трех основных критериев определения малого бизнеса, среднего и микропредприятий. Для микропредприятий максимальная планка дохода составляет 120 млн рублей дохода в год. Если оно зарабатывает больше, то его причисляют к малым.
Раньше, до принятия этого закона, фирмы, занятые таким видом деятельности, не имели каких-либо особенных условий и должны были вести налоговый и бухгалтерский учет наравне с крупными предприятиями. Для их регистрации также приходилось собирать внушительный пакет документов. Сегодня, благодаря принятому закону и постановлению, открыть бизнес стало проще. Снизились административные издержки, появилась возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя онлайн на сайте госуслуг.

Юридическое оформление малых и средних предприятий

Малое или среднее предприятие приобретает свой статус только после регистрации и добавления его в специальный реестр. Однако оно может поменять свой статус, если перестанет соответствовать критериям малого и среднего бизнеса, которые прописаны в законе. Например, при увеличении численности персонала, превышении дохода или доли участия другой организации в Уставном капитале. Для того чтобы произошла смена статуса, достаточно несоответствия хотя бы одного критерия. Переход происходит автоматически. Однако бизнесмену следует все же уточнить этот вопрос в налоговой службе. Возможно, придется сменить Устав предприятия и поменять учетную политику.

Малый и средний бизнес как двигатель экономики

Особенность малого и среднего бизнеса в том, что для их работы не требуется больших материальных и управленческих ресурсов. При этом малые и средние предприятия решают две главные задачи любого современного государства: создают рабочие места и увеличивают суммарный объем производимых в стране товаров, работ и услуг. Например, в США малый и средний бизнес создает две трети всех рабочих мест. Даже такие гиганты, как Apple, Microsoft и Amazon, начинали деятельность как малый бизнес.В России, несмотря на сильную государственную поддержку малого и среднего бизнеса, эти формы пока что находятся в зачаточном состоянии. Как считают ведущие экономисты страны, главными причинами слабого развития малого и среднего бизнеса в стране являются высокие ставки по кредитам, слишком частые изменения в налоговом законодательстве и негативное отношение большей части населения к бизнесу как к роду деятельности.

Господдержка малого и среднего предпринимательства

Основные отличия малого и среднего бизнеса – это не только низкие административные барьеры, но и еще целый ряд налоговых послаблений, субсидии, выдаваемых как для открытия, так и для развития бизнеса. С начала действия закона о малом и среднем предпринимательстве государство предоставило следующие льготы таким предприятиям:

  • Малые и средние предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, освобождаются от уплаты налога на имущество.
  • Фирмы, работающие в сфере образования и здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых 9 лет работы.
  • Льготы при приватизации у государства арендуемой недвижимости.
  • Существуют специальные социальные программы получения субсидий на открытие и развитие малого бизнеса.
  • За исключением некоторых видов деятельности (медицинское обслуживание, фармацевтика, образование) малые и средние предприятия освобождаются от внеплановых проверок — при условии, что при проведении плановых проверок в прошлом не было выявлено нарушений.

Средний и малый бизнес – это хорошая возможность начать свое дело, не нарушая при этом закон. Начинающие предприниматели могут воспользоваться не только упрощенным режимом налогообложения, но также получить финансовую помощь от государства. Периодически государство выделяет денежные средства для поддержки малого и среднего предпринимательства, которое включает в себя не только налоговые каникулы, но и субсидии.