Трагический случай в сирийском небе, который произошел 24 ноября 2015 года, резко повлиял на взаимоотношения России и Турции. Это коснулось практически всех сфер: политической, торгово-экономической, туристической и строительной. Последняя стоит особенно остро, ведь сегодня турецкие строительные компании в России владеют множеством строительных объектов, которые требуют завершения. Какое решение приняли власти?
Су-24
Утром 24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24, возвращавшийся на базу с боевого задания, был сбит турецкими истребителями на турецко-сирийской границе. Предыстория этого случая начинается в июне 2012 года. Тогда сирийские ПВО сбили турецкий истребитель F-4. В ответ были пересмотрены правила применения вооруженной силы и принято решение о перехвате объектов (морских, воздушных, наземных), движущихся в сторону турецкой границы и нарушающих ее.Касательно случая с российским Су-24 турецкая сторона утверждала, что было нарушение воздушной границы. Однако международное расследование не подтвердило эту версию. Кроме того, катапультировавшийся штурман российского бомбардировщика – Олег Пешков – был обстрелян и убит во время приземления. Жертвами стали и члены российской спасательной операции, которая была направлена на помощь второму штурману – Константину Мурахтину. Все эти нарушения и стали поводом для ухудшения российско-турецких отношений.
Последствия
Трагический инцидент потянул за собой немало последствий. В частности, были приняты санкционные меры, коснувшиеся продовольственной, текстильной турецкой продукции. С 1 января 2016 года под запрет попали чартерные воздушные перевозки, туристические взаимосвязи и наем работников из Турции. Особый урон межэкономическим отношениям принесло ограничение деятельности турецких организаций на территории РФ на оказание ими услуг и выполнение определенных видов работ. В первую очередь это сказалось на строительной сфере.
Белый список
Еще в ноябре 2015 года, буквально сразу после инцидента с Су-24, депутатом Госдумы Вадимом Соловьевым было предложено ликвидировать турецкие строительные компании в России. И уже с начала 2016 года это предложение лишь отчасти стало реализовываться.Сразу от услуг турецких застройщиков отказаться невыгодно самой России. Поэтому правительством был подготовлен «белый список». Он четко постановляет, какие турецкие строительные компании останутся в России и продолжат работу вопреки санкциям. Такой ход был аргументирован простым выполнением контрактных условий. Только по завершении строительства определенных объектов и сроков контрактов с турецкими застройщиками санкции в отношении них вступят в свою силу, и они уйдут с российского рынка. Договоры с ними больше заключаться не будут. Примером таких временных «привилегий» являются уникальные проекты (например, подготовка к ЧМ по футболу 2018), которые должны реализовать турецкие строительные компании в России.
Список составили: Enka, Esta Construction, Ant Yapi, Renaissance, Odak и др. Новое постановление разрешило продолжить работу этих компаний в 2016 году, однако ограничило численность в них рабочих из Турции. Это крупные турецкие строительные компании в России, продажи которых за пару кварталов обычного рабочего режима приносят сотни миллионов долларов. Остальные фирмы, заключившие контракты после выхода постановления, вынуждены покинуть российский рынок.
Бизнес-ход
Безусловно, новое положение дел не устроило турецкие строительные компании в России, список создал для большинства из них негативные перспективы. Миллионный доход, получаемый с российского рынка, является доминантным для большинства из них. Поэтому некоторые турецкие строительные компании в России, которые вопреки санкциям хотят продолжать работать, прибегли к юридическим хитростям. Они начали переоформление бизнеса на российских граждан, юридических лиц, которые не связаны с Турцией. Таким образом, они автоматически продолжают уже законную деятельность на российском строительном рынке.
Инвестиционные проекты
Санкции на турецкие строительные компании в России имеют оборотную, негативную сторону и для самого государства. До вступления в силу постановления были утверждены крупные инвестиционные проекты, прерывание которых сегодня может принести убытки, в первую очередь российскому госбюджету и компаниям. К таким проектам относятся строительство АЭС «Аккую» и газопровода, получившего название «Турецкий поток». И если из-за нецелесообразного использования на газопровод надежд не было, то отмена проекта строительства «Аккую», в перспективе с многомиллиардной прибылью, стала существенной потерей для «Росатома».
Прогнозы
Если турецкие строительные компании в России полностью покинут рынок, это не создаст экономической катастрофы. И хотя 70% жилищных объектов в Москве сегодня принадлежит турецким компаниям, и сам госбюджет получает немалый доход, в течение двух-трех лет рынок адаптируется, и потеря застройщиков будет восполнена. Позитивным перспективам способствует и стратегическая политика постепенного вытеснения турецких компаний.