Впервые понятие «корпоративная организация» получило свою значимость в начале прошлого столетия. В развитых странах компании и фирмы начали объединяться в единую систему. На сегодняшний день появилось такое понятие, как «корпоративная культура», которое подразумевает под собой наличие определенных правил и норм. Что же это такое? Корпоративная организация — это сложный и структурный механизм, о котором мы и поговорим в статье.
Краткая история
Первые объединения возникли еще в Древнем Риме. Создание корпоративной организации — это нелегко, так как в те времена такие союзы можно было основывать только с согласия высшего органа власти — сената. После падения Римской Империи корпорации потеряли свое значение. Однако в XII веке люди начали объединяться в группы согласно своим умениям и интересам. Например, купцы создавали союзы с ремесленниками. Главная цель этих организаций состояла в формировании общего производства и увеличении доходов.Одной из самых старых корпораций принято считать Stora Kopparberget. Ее основная деятельность заключалась в сфере добычи меди на просторах Швеции. Подобные образования были и в Индии. К примеру, Ост-Индская компания. Король Магнус Эрикссон является ключевой фигурой в развитии корпоративных союзов. В XIV веке он издал указ на право реализации бизнес-деятельности. В середине XX века таких предприятий насчитывалось до 7000.
Определение
Корпорация — это союз различных предприятий, которые совершают совместную деятельность согласно своим интересам и специализации. Для компании важно найти добросовестных партнеров по бизнесу, которые приносили бы взаимную выгоду. Например, привлечение иностранных инвесторов, увеличение прибыли, осуществление какого-либо рода деятельности. Немаловажной целью корпоративной организации является рост конкурентоспособности на международном рынке. Он способствует увеличение спроса на продукцию.
Характеристика корпоративных организаций
Физические лица, владеющие пакетами ценных бумаг, объединяются для того, чтобы координировать друг друга в экономической сфере. Корпоративная организация — это акционерное общество. Каждый участник этого союза имеет самостоятельный юридический статус. Управление и контроль деятельности корпоративной организации выполняют специально обученные люди — менеджеры. В состав структуры объединения входят управленческие, коммерческие и финансовые стороны. Предприятие может работать как в одном направлении, так и совершенно в разных. Корпорация — это слаженная и структурированная система.
Виды
В мире корпоративные союзы подразделяются на три основных типа:
- Публичные. Такие объединения являются открытыми. Их главная цель состоит в привлечении иностранных инвесторов и увеличении капитала.
- Интегрированные — это союз промышленно-хозяйственных предприятий. Они заключают между собой договор, по которому головная фирма совершает руководство корпоративной организацией.
- Партнерские — это сотрудничество нескольких компаний.
В Соединенных Штатах Америки существуют еще несколько видов:
- Организации, которые связаны непосредственно с бизнесом.
- Некоммерческие — это школы, университеты, благотворительные фонды и так далее.
Кроме того, они делятся на государственные и частные. К первым относятся все муниципальные и правительственные объекты, а ко вторым — предпринимательские корпорации.
Особенности
Структуру корпоративной организации, особенности нетрудно понять. Этот союз имеет ряд характеристик:
- Во-первых, акционерное общество подразумевает под собой владение ценными бумагами, собственностью.
- Во-вторых, все управление осуществляют менеджеры, которые входят в совет директоров.
- В-третьих, каждая компания, которая является участником корпорации, имеет полную независимость от внешних экономических влияний, а также обладает юридическими правами.
- Интересы акционеров могут отличаться от руководства организацией. Однако их права и обязанности должны быть прописаны в договоре.
- В основном этот союз подразумевает под собой коммерческую направленность в дальнейшей работе.
Принципы корпоративной организации
Все денежные отношения корпорации должны подвергаться определенным нормам и правилам. Существует несколько принципов, которые помогают координировать финансовые связи.
- Хозяйственная или промышленная независимость. Этот принцип подразумевает то, что все фирмы имеют право самостоятельно контролировать свою деятельность с целью увеличения капитала. Основная задача — это установление дальнейшей стратегии развития предприятия, а также повышение спроса на продукции и услуг на рынке.
- Самофинансирование. Компания осуществляет контроль своих доходов и расходов. Главная цель — это увеличение прибыли и расширение своего капитала, привлечение инвесторов. Организация полностью координирует свои вложения с целью повышения уровня конкурентоспособности на международном рынке.
- Еще важный фактор — это создание дополнительных финансовых резервов. Они необходимы в случае кризиса или других непредвиденных обстоятельствах.
Управление
Руководством корпорации занимается Совет директоров. Основной их задачей является разработка стратегии по увеличению дохода и активов. Кроме того, они обязаны выполнять контроль деятельности фирм, защищать права акционеров, поддерживать их интересы. Важными органами, которые также участвуют в управлении союза, являются комитеты:
- Инвестиционный.
- По вознаграждению.
- По аудиту.
Эти образования состоят из квалифицированных специалистов, которые улучшают эффективность деятельности всей корпоративной организации. Генеральный директор является представителем этого объединения. В его обязанности входит контроль за работой Совета директоров и комитетов, решение некоторых проблем и вопросов.
Принципы руководства
В управлении и контроле объединения также присутствуют нормы, которым необходимо следовать:
- Совет директоров обязан принимать и взвешивать все решения, учитывая проверенную информацию о работе акционерного общества.
- Руководство должно брать во внимание потребности всех членов организации.
- Превыше всего следует ставить интересы, которые гарантируют дальнейший прогресс в деятельности корпорации.
- Защита прав акционеров и получение от них дивидендов.
Влиятельные корпорации
К концу прошлого года известный журнал о богатых людях «Forbes» представил миру список самых влиятельных и дорогих организаций на начало 2019 г. Рейтинг:
- Первое место занимает организация Apple. Корпорация выпускает мобильную технику, компьютеры, планшеты, ноутбуки, телевизоры, часы, наушники. Ее продукция считается очень качественной и дорогой в мире. Apple была создана в 1976 году Стивом Джобсом. За 2018 год компания заработала 183 млрд долларов.
- Второе место заработала китайская нефтяная корпорация Sinopec. Компания занимается поставкой нефти и газа, а также химической продукции.
- Нельзя не упомянуть об интернет-объединении Walmart. Основателем компании считается Сэм Уолтон. Она была создана в начале 1962 года. Организация занимается оптовой и розничной продажей разнообразной продукции. Ее прибыль равна приблизительно 125 миллиардов.
- На четвертом месте расположилась корпорация Microsoft. Компания была сформирована в 1975 году одним из миллиардеров — Биллом Гейтсом. Эта организация изобрела первое программное обеспечение для компьютеров в мире. Microsoft продолжает функционировать и по сей день. В 2018 году ее доход составил 110 млрд долларов.
- На пятом месте находится Amazon. Организация занимается розничной торговлей, а также поставкой продукции через свою площадку в Интернете. Корпорация появилась на свет в 1994 году благодаря Джефу Безосону. Капитал Amazon за все время составил 71 млрд долларов.
Российские корпорации
На сегодняшний день в России также существует несколько престижных корпоративных организаций. К ним можно отнести такие:
- «Газпром» был сформирован в далеком 1989 году. Компания занимается добычей природного газа в недрах российской почвы, а также его поставке. Доход организации за 2018 год составил 5 триллионов рублей.
- «Роснефть» — это вторая значимая корпорация в Российской Федерации. Организация специализируется на добыче чистой нефти и природного газа. Прибыль варьируется до 6 триллионов рублей.
- Акционерное общество «Сургутнефтегаз» было основано в 1977 году. Компания занимает 496 место в списке топ-500 Fortune Global.
- «Лукойл» является второй корпоративной организацией в России после «Газпрома» по выручке. Основное направление компании — это нефть.
Создание корпорации
Формирование корпоративной организации — это последовательный и непростой процесс. Корпорация является юридическим лицом, которое способно создавать собственные банковские счета, быть владельцем имущества, устанавливать налоги. Существует несколько ступеней, которые необходимо учитывать при создании такого союза:
- В первую очередь следует выбрать название для будущей организации. Оно должно быть громким и запоминающимся. В нем можно использовать такие обозначения: Corp., Inc. и так далее. Однако наименование не должно ассоциироваться с государством.
- Далее нужно произвести регистрацию названия в государственных органах.
- После необходимо заняться созданием органов управления корпорацией, а именно Советом директоров. Они будут осуществлять подбор сотрудников, контролировать всю работу компании, искать новых акционеров и инвесторов, заниматься финансовыми вопросами.
- После стоит приобрести все необходимые лицензии и разрешения, позволяющие образованию и работе корпоративной организации.
- Кроме того, нужно оформить главный документ компании — это устав, в котором будет содержаться вся важная информация. Например, адрес объединения, контактные данные Совета директоров и так далее.
- Следует оплатить все налоги при подаче заявления на регистрацию организации.
- Затем необходимо составить правила, по которым будет протекать вся работа компании.
- После стоит собрать Совет директоров и решить все важные вопросы, связанные с отбором сотрудников и функционированием деятельности корпорации.
- Далее следует составить договоры с аукционерами.
В чем отличие холдинга от корпорации?
Некоторые считают, что эти два понятия обозначают одно и тоже. Однако существует значимое различие между ними. В чем же оно заключается:
- Холдинг — это объединение компаний в единую систему. Мелкие фирмы передают все свои акции головной. Материнская компания реализует контроль и управление над дочерними. Кроме того, она создает общие правила и нормы для всех структур, решает проблемы и вопросы подопечных ей фирм.
- Корпорация — это союз аукционеров. Коммерческие компании объединяются для того, чтобы осуществлять деятельность в одном направлении. Создается совет директоров, который ведет контроль над всей организацией. Каждая фирма в союзе имеет юридический статус и независимость.
Главное отличие заключается в том, что холдинг имеет главную компанию, которая управляет всем механизмом. Участники корпорации могут самостоятельно распоряжаться своими финансами, а также осуществлять деятельность.